Портфолио

Что такое портфолио

Различные авторы характеризуют портфолио учащегося как:

  • коллекцию работ учащегося, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами;
  • выставку учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год);
  • форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося;
  • антологию работ учащегося, предполагающую его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку[1].

При этом все отмечают, что цель создания портфолио учащегося может сводиться к доказательству прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности и т.д. Таким образом, акцент смещается с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в интеграции качественной оценки. И, наконец, акцент переносится с оценки обучения на самооценку.

Идея использования портфолио учащегося в последнее время получает широкое распространение.

С помощью портфолио педагоги стремятся конструировать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты учащихся в рамках образовательного учреждения. При этом, кроме «накопительной», портфолио выполняет модельную функцию, «отражая динамику развития учащегося; его отношений, результатов его самореализации; демонстрирует стиль учения, свойственный учащемуся, показывает особенности его общей культуры, отдельных сторон интеллекта; помогает учащемуся проводить рефлексию собственной учебной работы; служит формой обсуждения и самооценки результатов работы учащегося»[2].

В рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования отмечается, что «изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, …влекут за собой и изменение системы оценивания». При этом «Портфель личных достижений ученика», представляющий собой «подборку личных работ ученика (в которую могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, размышления об отобранных материалах и своем продвижении»), рассматривается как «средство предъявления собственных достижений ученика для их оценки»[3].

Портфолио как совокупность индивидуальных образовательных результатов («портфель учебных достижений», «накопленная суммарная оценка») предполагается сделать одной из основных «составляющих образовательного рейтинга выпускника основной школы (в первую очередь, для случаев фактического конкурса при формировании профильных 10-х классов и школ старшей ступени) наряду с результатами итоговой аттестации»[4].

Таким образом, о портфолио учащегося речь заходит, когда обсуждается проблема обновления структуры и содержания общего образования вообще и системы оценки образовательных результатов в частности.

 


[1] Пейп С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся //Директор школы. – 1998. – № 3. – С.76.

[2] Большая книга о маленькой школе /Под ред. Т.В.Светенко, И.В.Галковской. – Псков: ПГПИ, 2003. – С.242.

[3] О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования //Письмо Департамента общего образования МО РФ № 13-51-120/3 от 03.06.03. – С.11.

[4] Пинский А.А. Предпрофильная подготовка в 9-х классах: на пороге эксперимента //Профильная школа. – 2003. – № 1. – С.42-46.

 

С чего начать создание портфолио?

Портфолио это модель аутентичного (истинного, наиболее реалистичного) оценивания, которая подразумевает спланированную заранее индивидуальную подборку достижений учащихся, связывающую отдельные аспекты его деятельности в более полную картину.

Портфолиоэто способ размышления над процессом «Как я делал?» и результатом «Что у меня получилось?»

Портфолио – это форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки, а главное, самооценки учебных результатов учащегося.

Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио», которые сходны в основном.

Портфолио – это:

  • одна из важнейших форм учебной аттестации в современной профильной школе;
  • один из способов управления качеством образования;
  • значимый для личностного роста и творческого развития инструмент поддержки ученика.

Опорные вопросы, над которыми стоит поразмышлять при создании портфолио:

  1. Каковы цели портфолио?
  2. Из каких компонентов оно будет состоять?
  3. Как будет выглядеть?
  4. Как будет организована оценка?
  5. Как будет обсуждаться?
  6. С кем будет обсуждаться?

Структура портфолио

  1. Образовательные результаты.
  2. Оценка образовательных результатов.

Типы портфолио

  1. Папка достижений.
  2. Отчёт.
  3. Самооценка.

Официальный сайт nou.spb.ru

Школа Экспресс,

СПб, Звенигородская, 28

+7 921 954 00 43